————————————
«Древние тексты в современном мире» — культурно-просветительский проект, ставящий пред собой цель рассказывать о духовной культуре древности в формате edutainment (education+entertainment, просвещение в лёгкой для восприятия, гостеприимной форме подачи). Открытые лекции, занятия по филологии адресованы жителям Санкт-Петербурга, а также широкой аудитории русскоязычных пользователей сети «Интернет». Лекторами просветительского проекта выступят лучшие специалисты по истории библейской традиции, профессора из университетов и духовных учебных заведений, историки, филологи и богословы. Цель проекта – популяризация древних языков (библейский иврит, древнегреческий, славянский), а также просвещение в области истории духовных традиций древности.
Лекция и ролик появились благодаря гранту Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов (№ заявки: 17-1-003764).
[расшифровка лекции]
Богослужебный период между Вознесением и Пятидесятницей — это время, когда ранняя Церковь получает новые заповеди от Господа. Христос в Евангелие от Матфея говорит:
«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». (Мф. 28, 19-20).
«Научите» при переводе с греческого в буквальном смысле означает «сделайте учениками». Это становление человека, не принадлежавшего к христианской церкви (бывшего иудея, язычника), учеником Христа совершается через крещение. После этого вся остальная жизнь, в идеале, должна стать соблюдением всего того, о чем говорит Христос.
В конце Евангелие от Марка это повеление выражено немного иначе:
«И сказал им: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всему творению. Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». (Мк. 16, 15-16)
Таким образом, вера и крещение — это то, что решает судьбу человека, поэтому крещение человека в древней Церкви (когда крестили в основном взрослых людей) было важнейшим моментом внутреннего изменения всей человеческой жизни.
Приведенные отрывки Евангелие дают нам увидеть ясную схему:
- Нужна проповедь
- Ответом на эту проповедь становится обращение человека, его принятие христианской веры
- Знаком этого принятия является крещение
Во второй книге Деяний, в день Пятидесятницы, когда рождается Христианская Церковь, мы видим описание этого процесса:
«Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: [проповедь]… Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли. Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа… И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного. Итак, охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах». (Деян. 2, 14-42)
Итак, в данном отрывке мы наглядно наблюдаем эту схему, эту лестницу вхождения в церковную общину. Проповедь, которую условно можно назвать евангелизацией, обращена к тем людям, которые еще ничего не знают о Христе. Если эта проповедь находит отклик в сердцах людей, слушатели задают вопрос: «Что нам делать? Как эта принятая Благая Весть может изменить мою жизнь? Что в ней должно поменяться?». Тогда апостол Петр дает более конкретные наставления: нужно принять крещение во оставление грехов и получить дар Святого Духа. Совершив все это, люди, присоединяющиеся к Церкви в день Пятидесятницы, входят в церковную общину:
- Они принимают учение апостолов
- Общаются, и общение затрагивает все стороны человеческой жизни, объединяя людей и в богослужении, и в быту, во взаимной помощи друг другу, разделении радости и печали
- Совершают Евхаристию – главное христианское таинство
- Совместно молятся
Рассмотрим текст «Крещение эфиопского казначея»:
«Муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения, возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию. Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице. Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь?
Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним. А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его. Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом? Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе.
Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его.
Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь.» (Деян, 8, 27-39)
В этом тексте снова представлена упомянутая схема, только немного с иной расстановкой акцентов. Все вновь начинается с евангелизации – диалога между евнухом и Филиппом. Благовестие принимается, и евнух задает вопрос, существуют ли какие-то препятствия ко крещению. Филипп отвечает, что от евнуха требуется исповедание веры, которое тот, в свою очередь, в краткой форме совершает. В воде происходит крещение, и он получает дар Святого Духа.
Обратимся к еще одному отрывку из книги Деяний «Крещение сотника Корнилия». Корнилий – язычник, который, однако, интересуется иудаизмом и стремится жить по определенным иудейским заповедям.
«Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его. Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек. И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся. Петр отверз уста и сказал: истинно познаю́, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. [Проповедь]… Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней». (Деян. 10, 25-48)
Здесь схема та же, однако порядок ступеней другой. Сначала Корнилий и все его домашние получают дар Святого Духа, затем они уже спрашивают, что мешает им креститься, далее крестятся, и создается община.
Кроме приведенных трех ключевых моментов существуют и иные описания крещения в книге Деяний и в других Новозаветных книгах. Однако ни в одном из этих описаний не приводится подробного разбора чинопоследования крещения, того, как оно совершалось. В разных общинах существовали разные традиции, поэтому литургическое богослужебное многообразие на протяжении всей истории христианской Церкви развивалось.
Наиболее интересным отрывком истории для рассмотрения развития христианского богослужения является Доникейский период (период до четвертого века, когда Христианская Церковь еще не стала разрешенной, и гонения на нее не были прекращены). Это очень творческий период в богослужебном плане, и мы имеем множество памятников того времени, которые формируют и уточняют процесс оглашения и самого чина крещения. Самым интересным памятником Доникейской эпохи является документ, который получил название «Апостольское Предание». Изначально предполагалось, что документ был создан в Риме в третьем веке, и авторство приписывалось Ипполиту Римскому. Сейчас ученые более осторожно относятся к датировке этого текста и авторству.
Важность этого документа в том числе подтверждается тем, что на его основе была проведена реформа Ватиканского собора, реформа крещения, реформа миропомазания, реформа Евхаристии. Поэтому рассматривая именно этот памятник, который полностью описывает процесс вхождения человека в церковь в Донекийский период, можно увидеть, как новозаветные схемы и идеи выразились и ритуализировались, приобрели конкретные богослужебные формы четкого чинопоследования.
Прежде всего следует сказать, что та схема, которая уже была рассмотрена выше, постепенно расширялась, и каждая ее часть проделывала определенный путь развития. Начнем изучение с первой ступени процесса входа человека в церковь – с катехизации (проповеди).
В Доникейскую эпоху возникает катехуменат, как особый период подготовки ко крещению, которой до этого не было. Ранее апостол проповедовал Христа, его слово принималось и сразу же следовало крещение. Такой порядок был естественен для той эпохи, поскольку апостолы путешествовали, и у них не было возможности оставаться долго на одном месте. Кроме того, это объяснялось тем, что люди ожидали скорого пришествия Христа, поэтому они не видели необходимости и не имели времени создавать сложные и долговременные церковные структуры.
Однако постепенно Церковь, которая тогда находилась между двумя полюсами – быстрым крещением перед лицом наступающего Царства Божьего и длительным оглашением – приходит к выбору качественной, длительной подготовки людей ко крещению. Тертуллиан[1] называл катехуменов рекрутами и противопоставлял им солдат. Солдаты — это те люди, которые уже прошли процесс обучения и являются настоящими духовными вонами, в то время как оглашаемые еще только учатся искусству войны.
Таким образом, подготовка к крещению и само крещение – два периода в жизни человека, которые теперь четко разделяются. В основе этого лежит идея того, что невозможно стать христианином за один день, неделю или месяц. Действительно, чтобы научить человека жить по-христиански, изменить его мысли, взгляд на мир, необходим продолжительный период времени, и церковь делает особый акцент именно на подготовку человека ко крещению.
Уже во втором веке возникают специальные катехизические школы (огласительные училища). Например, в Александрии Пресвитер Пантен[2] создает школу, в стенах которой готовили катехуменов (в том числе к принятию крещения). Затем Климент Александрийский продолжает дело Пантена. Интересно то, что в те времена христианскими учителями являлись как миряне, так и клирики, причем изначально именно миряне составляли большинство. Однако по мере возникновения еретических учений и стремления Церкви более тщательно контролировать процесс катехизации, клирики начинают более активно участвовать в этих процессах.
Процесс катехизации всегда выступал как единство преподавания христианского учения (ортодоксия) и учения о христианском образе жизни (ортопраксия). Мало знать положения веры, нужно жить по ним. Только в этом случае вера и действие соединятся воедино и принесут настоящий плод. Тертуллиан говорил так: «Воды крещения являются печатью веры, но ее начало – в искреннем покаянии… Мы не омываемся, чтобы перестать грешить, но потому, что мы уже перестали». Здесь, конечно, не говорится о так называемых «повседневных грехах», но о тяжелых грехах древней Церкви – об идолослужении, убийстве, блуде и других подобных. Речь идет о том, что человек уже начал менять свою жизнь, и крещение только свидетельствует перед Богом и перед этой церковью о том, что изменение в жизни произошло.
Рассматривая тексты апостольского предания, можно почувствовать дух христианского бытия того времени. Интересно в данном документе описывается, например, знакомство с кандидатами в катехумены: «Те, которые впервые приводятся к слушанию Слова, пусть приводятся сначала в присутствии учителей, прежде чем войдет весь народ, и пусть спросят их о причине, вследствие которой они обращаются к вере. И те, которые их привели, пусть засвидетельствуют, что приведенные готовы к слушанию Слова. Пусть спросят об их образе жизни: «Женат ли, раб ли?» И, если он раб какого–нибудь христианина и господин его разрешает ему, пусть слушает Слово. Если же господин не засвидетельствует, что он достоин, он отвергается. Следует интересоваться делами и занятиями тех, которые приводятся, чтобы наставлять, в чем они должны пребывать» (Ап. Пр. 15-16)
Мы видим, что человека в первую очередь спрашивают о том, зачем он пришел ко крещению. Действительно, и в настоящее время, и тогда ситуации могли быть самыми разными. Например, родители приносят младенцев в церковь и просят покрестить только для того, чтобы ребенок меньше болел и лучше кушал. Языческий жрец того времени мог, услышав о христианстве, прийти креститься только для «послужного списка». Действительно, если я уже посвящен в пять мистерий, почему бы не добавить сюда еще и христианство? В четвертом веке ситуация поменяется. Церковь будет просить людей не креститься, если вы хотите лишь получить продвижение по службе, или жениться на христианской девушке и тд. Таким образом, вопрос причины прихода человека в Церковь был очень важен – необходимо было понять искренне ли человек хочет изменить свою жизнь, или крещение – лишь его прихоть.
Далее шел экзамен, который включал в себя: семейное, социальное и профессиональное положение. Человек должен был эти основные сферы своей жизни привести в соответствие с христианскими заповедями. Например, если он жил с наложницей, необходимо было заключить с нею брак. Если человек являлся рабом, он должен был по пришествии к вере вести себя так, чтобы не вызвать недовольство своего господина. Был также большой (на два листа) перечень запрещенных профессий, которые были связаны со смертными грехами. Например, запрещались профессии, связанные с изготовлением языческих статуй, добровольное выступление на арене в качестве гладиатора (когда человек не являлся рабом), все что было связано с блудом. Если человек хотел вступить в катехуменат (начать обучение), он обязан был еще до вступления оставить эти профессии. Таким образом, мы видим, что христианство еще на предварительном этапе принятия решения требует изменения жизни.
В текстах апостольского предания мы впервые встречаем тех людей, которые именуются крестными. Чаще всего это были соседи, сотрудники, знакомые язычников. Эти люди – на своем рабочем месте, в семье – проповедовали о Христе, их слова были услышаны и теперь именно они приводят людей в общину, куда можно было попасть только по такому персональному приглашению, поскольку в то время общины были довольно закрытыми ввиду гонений.
Что касается тем катехизации, у нас не осталось какого-то четкого, понедельного плана. Однако в древних памятниках, например, в Дидахе[3], где в первых шести главах мы встречаем учение о двух путях: один – жизни, а другой – смерти. О том, как человек должен жить, чтобы обрести вечную жизнь и о том, какие поступки приведут к духовной смерти. Исследователи предполагают, что Дидахе был своеобразным конспектом странствующего миссионера. Об этом свидетельствует, например, строки из начала седьмой главы (после описания пути жизни и смерти):
«А что касается крещения, крестите так: преподав наперед все это вышесказанное, крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа в живой воде.»
В этом конспекте собраны и учения веры, и формулы молитв, связанных с совершением крещения, Евхаристии и т.д. Таким образом, существовал конспект с перечислением того, чему было необходимо научить будущих крещаемых. Интересно, что путь жизни и путь смерти – это практические наставления, а вовсе не теория.
Климент Александрийский, говоря о том, в какой форме должно проходить обучение катехуменов, писал: «Учитель, излагающий основные догмы, должен быть хорошо образованным. Это образование помогает убедить слушателей, вызывает восхищение катехуменов и направляет их к Истине». Из его слов мы видим, что образование должно быть качественным. Правильная подача материала крайне важна для восприятия информации катехуменами.
Какова была продолжительность катехумената? Апостольское придание говорит: «Оглашенные пусть слушают Слово в продолжение трех лет. Если же кто усерден и совершает добрые дела, то пусть принимается во внимание не время, а само поведение, которое только и должно обсуждаться.» Катехуменат продолжался очень длинный период – целых три года. Это указание на то, что стать христианином можно только за какой-то продолжительный период времени. Интересно толкует эти три года Климент Александрийский, говоря, что первые плоды урожая на новой земле должны быть посвящены Богу только после трех лет.
Однако, если мы посмотрим на дальнейшую историю катехумината, существовавший в первых веках трехлетний период подготовки к крещению в четвертом веке начинает сжиматься вплоть до сорока дней Великого поста, а затем становится еще короче – до трех-четырех недель, предшествующих Пасхе.
Итак, прошли три года, поле которых следует экзамен, довольно-таки серьезный.
«Когда будут определены намеревающиеся принять крещение, пусть исследуется их жизнь: жили ли они честно, пока были оглашенными, почитали ли вдов, посещали ли они больных, совершали ли добрые дела? И когда те, которые привели их, засвидетельствуют о каждом: «Он поступал именно так», то пусть слушают Евангелие.»
Перед нами настоящий экзамен жизни, а проверка на знание каких-либо текстов или молитв. Об этом Тертуллиан говорит: «Те, чьей обязанностью является совершение крещения, знают, что его не следует совершать необдуманно». Церковь очень аккуратно относится ко крещению. Ей не нужны те, кто после крещения ввиду гонений или слабой веры покинут общину и тем самым станут позором для нее. Экзамен — изучение видимых изменений в жизни человека, то, что крайне сложно подделать. Особенно пристально смотрят на совершение дел милосердия, поскольку именно это для древней Церкви является знаком христианского бытия.
По всей видимости именно крестные на протяжении трех лет осуществляли проверку катехуменов на то, совершают ли они дела милосердия, живут ли в соответствии с заповедями или нет. По прошествии трех лет община на свидетельстве этих людей будет решать, кому позволено приступить ко крещению.
Готовящиеся ко крещению назывались по-разному. На западе они меновались: electi, competentes (избранные, компетентные). На востоке возникнет термин фатизомине (готовящиеся к просвещению). Это те люди, которые примут крещение в ближайшую пасхальную ночь. Этот термин нам знаком из богослужений Великого поста, когда после Крестопоклонной недели ектинья о просвещаемых добавляется к богослужению в указание того, что приближается крещение этих людей. Каждая община вела списки, кто будет креститься на Пасху, и во время каждого богослужения совершалась особая молитва об этих людях. Интересно, что к процессу подготовки крещению был добавлен такой обрядовый момент, как экзорцизм: «Со временем же, когда они были отделены, на них ежедневно возлагаются руки, пока заклинают их. Когда же приближается день, в который они будут крещены, епископ заклинает каждого из них, чтобы узнать, чист ли он… Пусть наставляют тех, которые должны креститься, чтобы они приготовились [и были свободны], а пятый день недели омывались [накануне субботы]» (Ап. Пр. 21)
Экзорцизм – молитва об изгнании нечистых, злых духов из человека. В древней Церкви он существовал двух видов: экзорцизм катехуменов и экзорцизм энергуменов[4]. Касательно катехуменов, этот обряд проводился с целью выражения глубокой богословской идеи о том, что человек может либо находиться под властью князя мира сего, либо под властью Христа. Таким образом, выбор человека в пользу обновления своей жизни и перехода под власть Христа – это выбор между двумя господами: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть.» (Мф. 6,24). Таким образом, обряд экзорцизма еще раз подчеркивает идею того, что человек в процессе катехумената должен решиться на этот нелегкий шаг расставания со своим прошлым для того, чтобы стать христианином.
Непосредственная подготовка ко крещению описывается таким образом:
«Готовящиеся ко крещению в канун субботы пусть постятся, а в субботу те, кто примут крещение, пусть соберутся по указанию епископа в одно место. Всем им повелевается, чтобы они молились и преклонили колени. И, возлагая на них руку свою, пусть он заклинает всяких чуждых духов, чтобы они убежали от них и уже не возвращались в них. По окончании заклинания пусть он дует им в лицо и пусть осенит им лоб, уши и ноздри и поднимает их, и пусть они бодрствуют всю ночь, и да читается им, и да наставляется.» (Ап. Пр. 21)
Мы видим несколько непосредственных моментов подготовки к самому Крещению. Прежде всего это пост. Дидахе дает подобное указание:
«Перед крещением пусть постятся крещающий [тот, кто совершает Крещение] и крещаемый, а также те, кто могут это делать [члены общины]. Пусть крещаемый постится один или два дня». Святой Иустин Философ говорит подобное: «Когда многие убеждаются и веруют в истинность того, о чем мы говорим и учим, и пытаются жить согласно этому, мы учим их поститься и молиться Богу об оставлении их прошлых грехов; мы также молимся и постимся с ними. Затем их приводят к месту, где есть вода, и они возрождаются так же, как возродились и мы»
С одной стороны, пост, согласно библейскому богословию – это средство внутреннего очищения от грехов. С другой стороны – это средство подготовки к встрече с Богом. Мы видим его и в Ветхом Завете: пророк Илия, пророк Моисей перед получением Синайского законодательства. Так же Христос постился сорок дней перед выходом на проповедь и т.д. Для крещаемых предусмотрен не такой длительный период, но они постятся, и вместе с ними постится и община. Тем самым, Церковь, в которую вступают крещаемые, разделяет с ними подвиг поста.
Пост в древней Церкви должен был длиться только два дня перед Пасхой. Тертуллиан пишет: «Торжественным днем для крещения является Пасха, когда исполнились страдания Господа, в которые мы крещаемся. Затем весьма значительный промежуток времени представляет Пятидесятница, когда и воскресший Господь обращался среди учеников и благодать Духа Святого была дана… Впрочем, всякий день есть день Господень. Всякий час, всякое время удобно для крещения. Если и в отношении торжественности есть различия, то для благодати это не имеет значения.»
Становится видна определенная схема: крещение совершается на Пасху, перед ней один-два дня община постится (Великая суббота и Великая пятница). Именно здесь, как полагают исследователи, находятся истоки нашего Великого Поста. Изначально вся община постилась один или два дня, затем, как нам говорит Сирийская Дидаскалия, в третьем веке христиане постятся уже шесть дней перед Пасхой, при этом последние два дня более строго (возникает пост Страстной седмицы). В четвертом веке этот период увеличивается уже до сорока дней, получается нынешняя Четыредесятница, которая легла в основу нашего современного Великого поста.
Касательно экзорцизма катехуменов можно сказать, что перед крещением клирики ежедневно возлагали руки на готовящихся ко просвещению, а последнее возложение совершал епископ. Завершением данного обряда являлось отречение каждого катехумена от сатаны непосредственно перед крещением. Этот обряд олицетворял процесс перехода, в котором выражалась в том числе богословская идея того, что данный переход не может быть осуществлен человеком самостоятельно. Он не просто начинает новую жизнь, опираясь на собственные усилия, но в основе всего – благодать Божья. Это тот дар, который подается по молитвам Церкви. Возложение рук, олицетворяющее дар Святого Духа, сопровождает человека и после крещения, и является символом того, что он не один. Церковь как бы говорит человеку, что он не одинок на этом непростом пути к новой жизни.
Процесс крещения описан в Сирийской Дидаскалии достаточно подробно. Дело в том, что Сирия, где возникли эти тексты наставлений апостолов, христиан было меньшинство и жили они в окружении иудеев. Если обратиться к иудейским источникам той эпохи, можно найти подробные описания того, какая вода необходима для действительного, реального иудейского омовения. Необходима была «живая вода», термин, встречаемый и в Ветхом и в Новом Завете. Живая вода — вода проточная, холодная, достаточная для полного погружения тела. (Лев. 14,5. 50-52; 15,13; Числ. 19,17).
«Ко времени пения петуха, он (епископ) пусть молится сначала над водой. Вода должна быть проточная из источника или текущая с высоты. Пусть это совершается таким образом, если нет какой–нибудь другой необходимости. Если же есть постоянная и срочная необходимость, пользуйся водой, которая есть.»
В связи со столь сложными иудейскими обрядами, наблюдаемыми христианами, возникал вопрос, а как же крестить, если проточной воды нет? И стоит ли тогда крестить? Сирийская Дидаскалия следующим образом отвечала на этот вопрос: «Крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа в живой воде. Если же нет живой воды, окрести в иной воде, а если не можешь в холодной, (окрести) в тёплой. Если же нет ни той, ни другой, то возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа.» Таким образом, уже очень ранний документ говорит о том, что для христиан есть идеальная форма, наполненная символизмом, но вместе с тем, эта форма не является обязательным ритуальным требованием.
Одно из первых описаний крещения детей в древней Церкви также представлено в этом документе. Следует отметить, что здесь нет дискуссий по поводу того, нужно ли крестить детей.
«Облачитесь в одежды и в первую очередь крестите детей. Все те, которые могут говорить о себе, пусть говорят. За тех же, которые не могут говорить о себе, пусть говорят их родители или кто-нибудь из родственников. Затем крестите мужчин и, наконец, женщин» (Ап. Пр. 21)
Было много споров по поводу того, нужно ли крестить детей, особенно после Реформации в шестнадцатом веке. Должен ли человек давать свой личный обет Богу, или за него это могут сделать его крестные или родители? И протестанты, и католики, и православные ссылались на разные места Священного Писания, однако обратившись к библейскому тексту: и к Евангелие, и к Посланиям апостолов, и к Деяниям – можно заметить, что часто крещение упоминается в стенах дома. В обществе той эпохи дом был не просто жилой площадью, но социальной единицей. В эту социальную единицу входили родители, дети, родственники, слуги и т.д. Общество той эпохи не было индивидуалистическим. Человек не мог решать сам, во что ему верить, он просто рождался и становился членом того общества, которому принадлежал. Поэтому вопроса о том, нарушаются ли права ребенка, например, в случае, когда иудейского мальчика обрезывают на восьмой день после рождения, как правило, не возникало. Таким образом, в те времена, если ребенок рождался в христианской семье, он воспринимался как её часть, и, вероятнее всего, его крестили сразу же в младенчестве.
Характерен также тот факт, что в случае перехода язычников в иудаизм, они принимали новую веру вместе со своими детьми. Более того, если посмотреть на греческий текст Евангелие от Марка, где Христос говорит:
«Пустите детей приходить ко Мне, и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» Препятствие – тот же самый глагол, который мы видели в описании крещения эфиопского евнуха. Этот же глагол используется, когда Иоанн Креститель препятствует Христу совершить над ним крещение. Вполне возможно, что приведенные строки Евангелие от Марка отражают практику, согласно которой не должно было быть (54:49) препятствия для крещения детей.
Детей могли крестить даже до восьмого дня, например святой Киприан Карфагенский говорит о том, что в Африке в начале третьего века над детьми совершали обряд крещения уже на второй-третий день. Ариген же говорит о том, что апостольское придание крестить младенцев, поскольку и у них есть врожденный первородный грех, который необходимо омыть водой и Духом.
Сохранились свидетельства о существовании в то время и противоположного взгляда (чуть ли не единственного дошедшего до нас) на крещение в младенчестве. Тертуллиан говорил: «Полезнее помедлить с крещением, особенно маленьких детей. Зачем же, если в этом нет такой уж необходимости, подвергать опасности крестных родителей, которые и сами могут не выполнить своих обещаний, будучи смертными, или могут быть обмануты проявлением дурных наклонностей своих восприемников?» Проблема, по мнению Тертуллиана, вовсе не в крещении детей, а в том, что крестные родители могут пообещать вырастить из ребенка христианина, однако это может и не получиться. Как же тогда крестные будут нести ответ перед Богом?
Далее в апостольском предании мы видим описание молитвы над елеем:
«В установленное для крещения время епископ пусть вознесет благодарение над елеем, который содержится в сосуде и называется елеем благодарения. И он берет также другой елей, который заклинает и называет елеем заклинания. Диакон же приносит елей заклинания и становится по левую руку пресвитера, а другой диакон приносит елей благодарения и становится справа от пресвитера.» (Ап. Пр. 21). Елей – это оливковое масло, довольно доступный предмет той эпохи. В тексте описан елей в двух разных сосудах. Над одним из них молятся как над елеем экзорцизма и будут использовать его перед крещением, а другой елей – это елей благодарения. Его будут использовать после крещения (наше сегодняшнее миропомазание).
Елей – очень глубокий, красивый символ. Он много значил для людей Ветхого Завета и древней Церкви, поскольку являлся важным элементом рациона питания. Мы до сих пор на всенощном бдении благословляем хлеб, вино и елей, как классические, незаменимые продукты эпохи ранней Церкви. Кроме того, елей – знак радости и источник света. Именно его наливают в лампады и светильники чтобы осветить дом. В древности его также использовали и в лечебных целях. Таким образом, множество библейских символов собрано в елее, который будет использоваться при крещении, хотя ни в одной схеме, которые мы видели в книге Деяний, о нем не упоминается.
Последний этап перед крещением – отречение от сатаны. Человек бросает вызов силам зла, своему прошлому. «Когда пресвитер принимает каждого из приступающих ко крещению, пусть повелевает ему отречься, говоря: «Отрекаюсь от тебя, сатана, и от всего твоего служения (т. е. твоей помощи) и от всех дел твоих». После же того, как каждый отрекся, пусть он (пресвитер) помажет его елеем заклинания, говоря ему: «Всякий дух да удалится от тебя». И, таким образом, пусть представляет его обнаженным епископу или пресвитеру, который стоит у воды и крестит.» (Ап. Пр. 21). Евангелие от Марка начинается с призыва: «Исполнилось время и приблизилось Царство. Покайтесь и веруйте в Евангелие.»
Человек делает выбор в пользу Евангелие, и это подтверждается через отречение от сатаны. Трехчастное отречение будет выражаться в трехчастном Символе Веры и троекратном крещении.
Описание самого крещения также интересно: «Диакон тоже пусть спустится с [крещаемым] таким образом в воду. Когда крещаемый войдет в воду, то совершающий крещение пусть возложит на него руку, говоря так: «Веруешь ли ты в Бога Отца Всемогущего?» И тот, кто крещается, пусть говорит: «Верую». И тотчас имеющий руку на голове его пусть погружает его один раз.
И после этого пусть он говорит: «Веруешь ли ты в Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Духа Святого и от Девы Марии, распятого при Понтии Пилате, и умершего, [и погребенного], и воскресшего в третий день живым из мертвых, и вознесшегося на небеса, и сидящего одесную Отца, и паки грядущего судить живых и мертвых?» И когда он ответит: «Верую», то пусть погружает его во второй раз и пусть снова скажет: «Веруешь ли ты в Духа Святого и во Святую Церковь и в воскресение плоти?» И крещаемый пусть говорит: «Верую». И тогда пусть погружает его в третий раз.»
В книге Деяний неоднократно используется формула: «Крещение во имя Иисуса Христа». Вместе с тем в Евангелие от Матфея говорится о крещении «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (эту же формулу упоминает и Дидахе). Литургисты и библеисты долго спорили и спорят до сих пор о том, существовало ли в древней Церкви две формулы — христологическая и триологическая – или существовала литургическая формула только троичная, а крещение во имя Христа описывало содержательный акт крещения (человек переходил под власть Иисуса Христа).
Использование термина «во имя» в Ветхом Завете происходило тогда, когда человек или народ, над которым чье-либо имя провозглашалось, становился собственностью владельца имени. Например, имя Ихве провозглашается над народом, и бесформенная масса кочевников, вышедших из плена, становится народом Ихве. Интересно, что крещение Иоанна Крестителя нигде не называется крещением во имя Иоанна Крестителя. Иоанн не крестит во имя себя, но постоянно речь идет о крещение во имя Христа или Святой Троицы как о новой форме подчиненности человека. В обряде крещения мы видим трехчастный вопрос-ответ – о Боге Отце, Боге Сыне и о Боге Святом Духе – тем самым троичная форма представлена в виде диалога. Здесь мы видим истоки нашего Символа Веры, поскольку если мы сложим вместе эти три вопроса, то получим один из древнехристианских западных Символов Веры. Наш Символ Веры тоже начинается со слов «верую…», а не «веруем…», поскольку это личное исповедание веры.
С исповеданием веры связана идея Завета (договора). Договор между Богом и людьми присутствует как в Ветхом Завете, так и в Новом. В первом послании Петра мы читаем: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» Греческий термин обещание в обществе той эпохи означал контракт в форме вопроса одного партнера и согласия другого. Апостольский текст говорит, что крещение, это не просто омытие нечистоты, но прежде всего обещание жить по доброй совести, по заповедям Христа, которое человек приносит самому Богу.
Сама форма крещения, как уже было сказано, это погружение в воду. Термин крещение в древне-греческом звучал как «баптизо». Слово происходило от глагола бапто, который имел значение: погружать, окунать, макать. Баптизо – усилительная форма глагола, которая означала: погружаться, нырять, тонуть, идти ко дну и т.д. Если бы в то время мы видели, как затонул корабль, то могли бы сказать: «Он потерпел баптизум» — что значило бы, что корабль полностью ушел под воду. Вполне возможно, что именно об этой форме говорится в шестой главе послания к Римлянам: «Мы погреблись с Ним крещением в смерть». Человек погружался под воду, туда, где жизнь невозможна. Это действие символизирует смерть и соумирание со Христом. Затем человек выходит из этой воды и делает первый вдох подобно новорожденному – он входит в новую жизнь.
Вместе с тем исследователи полагают, что в Новом Завете можно увидеть и другие формы крещения. Не только баптизма, но и «лютрон» (баня, ванна), когда человек стоял в воде и из чаши выливал на себя воду. «Вы омылись, освятились» — говорил апостол Павел, поэтому исследователи полагают, что существовала форма крещения и через обливание. В десятой главе послания к Евреям, где говорится: «Кроплением очистив сердца от порочной совести и омыв тело водою чистою…» (Послание к Евреям 10:22), мы видим еще одну форму крещения через окропление. Она получит особенное распространение в западной церкви уже во второй половине первого тысячелетия и во втором тысячелетии.
Древние христианские баптистерии[5] имели разные формы и не обязательно были глубокими. Баптистерий Дура-Европос, в котором была найдена самая древняя домашняя церковь, имеет глубину 95 см. Человек в нем будет стоять по грудь в воде и легко сможет совершить крещение полным погружением. Существовали и другие баптистерии, например, Стоби, которые были недостаточно глубокими для погружения. На известной мозаике и православного и арианского баптистерия в Равенне (Италия) мы видим изображение Крещения Иисуса Христа. Он стоит по пояс в воде, и Иоанн Креститель из чаши возливает воду на Его голову. Вероятнее всего это отражение формы крещения, которая существовала в пятом веке в этой литургической и географической области.
Совершилось крещение и далее осуществляется послекрещальное миропомазание. В Апостольском предании мы видим следующие строки: «И после того, как выйдет он из воды, пусть пресвитер помажет его освященным елеем, говоря: «Помазываю тебя святым елеем во имя Иисуса Христа». И после того, как крещаемые оботрутся и оденут свои одежды, пусть они войдут в церковь.
Епископ же, возлагая руку на них, пусть возглашает, говоря: «Господи Боже, соделавший сих достойными отпущения грехов через омовение возрождения, [соделай их достойными наития] [3] Духа Святого, пошли на них Свою благодать, чтобы они служили Тебе согласно Твоей воле, ибо Тебе слава подобает, Отцу и Сыну со Святым Духом во Святой Церкви и ныне и во веки веков. Аминь.
После этого, наливая освященный елей себе в руку и возлагая ее на голову [крещаемого], пусть говорит: «Помазываю тебя святым елеем, во [имя] Господа Отца Всемогущего и Иисуса Христа и Святого Духа».
И, помазывая его лоб, он (епископ) пусть дает ему лобзание и говорит: «Господь с тобою». И помазанный пусть говорит: «И со духом твоим». И так пусть совершает над каждым в отдельности.»
Крещение очень тесно связано с даром Святого Духа. Крещение Иоанна Крестителя и христианское крещение противопоставляются. Иоанн говорит: «Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.» Крещение Святым Духом происходит только во время христианского крещения. Христос, произнося свою первую проповедь в синагоге говорит словами пророка Исаии: «Дух Господень помазал Меня». Он говорит, что это исполнилось ныне.
В Новом Завете не раз можно встретить строки о бане возрождения и обновлении Святым Духом. (Тт 3:5). Также упоминается дар Святого Духа через возложение рук, например, в восьмой главе книги Деяний: «Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго». Или в девятнадцатой главе этой книги описывается крещение учеников Иоанна Крестителя, которые еще не знают христианского крещения. На них тоже возлагают руки, и они получают дар Святого Духа. В древности дарование Святого Духа осуществляется возложением рук. В послании к Евреям возложение рук упоминается вместе с учением о крещении. Два этих элемента друг с другом связаны.
Вместе с тем в Апостольском придании появляется и новый элемент – помазание освященным елеем. Само слово «христианин» буквально означает «помазанный». Тертуллиан говорит: «Мы называемся христианами на основании хрисмы, т.е. помазания, которое дало имя Господу». В греческом тексте Нового Завета можно тоже встретить интересные строки. Например, в послании к Коринфинам говорится: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши»
Еще один важный термин – «сфрагис», что значит «печать». Крещение и миропомазание рассматриваются как печать. и до сих пор в нашем чинопоследовании священник сопровождает послекрещальное помазание словами: «Печать дара Духа Святаго». В первом послании Иоанна богослов говорит: «Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все» (1 Ин. 2,20). Исследователи спорят до сих пор, было это реальное помазание или символическое, но тем не менее богословские основы помазания как литургического элемента уже присутствуют в то время.
В Ветхом Завете помазывали царей, священников и пророков. В Новом Завете самое близкое из них к послекрещальному помазыванию это помазывание священника. Апостол Петр называет всех христиан «царственное священство». Действительно, вся жизнь христианина становится жертвой, которую он приносит в Церкви христовой. Помазание делится на две части: пресвитер мажет все тело, и епископ возлагает руки с помазанием головы и особой молитвой. Далее следует Поцелуй мира, который был знаком вхождения в семью. Прилюдно поцеловать человека возможно было только тогда, когда он был твоим родственником. Древнеримская помолвка, например, заканчивалась поцелуем молодых. Таким образом, после крещения катехумены становились братьями и сестрами для всех членов общины. Неоднократно в посланиях апостола Павла мы видим строки: «Приветствуйте друг друга святым целованием». Это знак того, что все члены Церкви – братья и сестры во Христе.
В древней Церкви существовала не одна схема процесса крещения. Средиземноморская схема существовала из этапов:
- Крещение
- Дар Святого Духа
Вместе с тем в Сирии и Палестине до четвертого века сохранялась схема, которую мы рассматривали на примере крещения сотника Корнилия:
- Дар Святого Духа (помазание)
- Крещение
До четвертого века единства в христианской практике не было, мирно сосуществовали разные практики.
Следующий элемент крещения – крещальная Евхаристия. Она завершает процесс вхождения в Церковь, поскольку Евхаристия и является таинством таинств. Она – высшая точка богослужебной христианской жизни. Апостольское придание говорит: «И тогда же диаконы пусть принесут к епископу приношение (oblatio) и он пусть совершит благодарение над хлебом, являющимся образом и называемым греками антитипом [«вместообразное»] Тела Христова и над чашей со смешанным вином для антитипа, которое греки называют подобием Крови, пролитой за всех уверовавших в Него; а молоко, смешанное с медом, символизирует вместе полноту обетования, данного отцам, когда Он сказал: «Дам вам землю, источающую молоко и мед», которое и дал — Тело Свое — Христос, от Которого, подобно маленьким детям, питаются верующие, превращая в сладость Слова радость сердца, вода также в приношении [употребляется] в знак омовения, чтобы и внутренний человек, т.е. духовное начало, получил то же, что и тело.
В крещальной Евхаристии присутствуют три чащи: чаша с вином, чаша с молоком и медом, чаша с водой. Новокрещенные причащаются из всех трех чаш. Молоко с медом – символ Земли Обетованной. Новокрещенный шел через пустыню своей жизни и сейчас он входит в Землю Обетованную – в Церковь, где ему дается молоко и мед. Интересно, что в древности, когда еще не существовало никаких смесей для младенцев, мамы подкармливали детей молоком с медом. В своем послании апостол Петр пишет: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1 Петр. 2,2). Чаша с водой символизирует внутренне очищение, омовение человека. В четвертой главе Евангелие от Иоанна Иисус говорит самарянке о живой воде как о воде, которая утоляет духовную жажду. После того, как человек попробует этой воды, он больше никогда не будет испытывать жажду.
Апостольское придание так описывает процесс Евхаристии крещаемых: Пресвитеры же, а если их недостаточно, то и диаконы, пусть держат чаши и стоят благочинно и со смирением: первый, кто держит [чашу] с водой, второй — кто держит молоко, третий — кто держит вино.
Так это должно совершаться с каждым. По окончании же этого (т.е. причащения) каждый да поспешит совершать добрые дела, угождать Богу и правильно поступать, ревнуя о Церкви, делая то, что она учит, и совершенствуясь в благочестии.
Это же мы передали вам вкратце о святом крещении и о святом приношении, ибо вы уже наставлены о воскресении плоти и о прочем, как написано. Если же подобает напоминать и о другом, то епископ пусть скажет об этом принявшим крещение в другое время. Ибо не должны язычники знать об этом, пока сначала не получат крещения. Это — белый камешек, о котором Иоанн сказал: «Написано новое имя на нем, которого никто не узнает, кроме того, кто получает камень» (Откр. 2, 7).»
Определенный блок дисциплин, как следует из текста, преподается только после крещения. Это послекрещальные и таиноводственные наставления. В четвертом-шестом веке тайноводство проходило после крещения, во время Светлой седмицы или после Пасхи до Пятидесятницы.
Подводя итог, можно сказать, что богословские и литургические основы, которые присутствуют в новозаветных текстах, развиваются в истории церкви. Чинопоследование постепенно усложняется, возникают все новые его элементы, однако они понятны людям той эпохи. Происходит инкультурация – Церковь берет элементы культуры той эпохи и включает их в свое чинопоследование, чтобы не только словом, но и символом, знаком, сделать свое литургическое богословие понятным.
Символы используются для того, чтобы видимым образом передать внутренние изменения, передать действие благодати. Тертуллиан пишет:
«Ведь плоть омывается, чтобы душа очистилась, плоть помазывается, чтобы душа освятилась, плоть знаменуется, чтобы душа укрепилась, плоть осеняется возложением рук, чтобы душа осветилась духом, плоть питается телом и кровью Христа, чтобы и душа вскармливалась Богом.»
То, что происходит вовне, не должно остаться простым знаком, оно должно привести к внутреннему изменению человека
[1] Квинт Септи́мий Фло́ренс Тертуллиа́н— один из наиболее выдающихся раннехристианских писателей, теологов и апологетов
[2] Пресвитер Пантен (др.-греч. Πάνταινος; умер между 200 и 202) — христианский богослов, глава Александрийской богословской школы.
[3] «Уче́ние Го́спода наро́дам чрез 12 апо́столов», сокращённо Дидахе́ — наиболее ранний из известных (конец I — начало II века) памятников христианской письменности катехизического характера; также памятник церковного права и богослужения.
[4] Энергумен – человек, одержимый злыми духами
[5] Бабтистерий — от древнегреч. «погружаю» — отдельно стоящее круглое или многогранное здание с куполом. Предназначено для совершения обряда крещения. Внутри расположен бассейн для крещения, украшенный скульптурой или мозаикой. Встречается в ранней христианской архитектуре.