- Источник информации — https://www.htu.edu.et/
- Благодарим за помощь в обработке информации Анастасию Мясоедову
Член Священного Синода Эфиопской Православной Церкви Тевахедо, ректор университета Святой Троицы и хранитель кафедрального Свято-Троицкого собора, Его Святейшество Абуна Тимофей, доктор богословия, был похоронен 8 апреля 2021 г. ( 29 марта 2013 г.), после мессы в Свято-Троицком соборе. Похороны прошли в присутствии Его Святейшества Абуны Матфия, Патриарха-Католикоса Эфиопии, Эчегхе трона святого Такла Хайманота и Архиепископа Аксумского, а также друзей и родственников.
Администрация Свято-Троицкого университета, персонал, учителя и ученики выражают соболезнования в связи со смертью благословенного отца Абуны Тимофея и свидетельствуют обо всем хорошем, что он сделал для Церкви.
Биография Его Святейшества архиепископа Абуны Тимофея (доктора богословия) (1931 (1923) – 2021 (2013))
Рождение
Его Святейшество Абуна Тимофей родился в мае 1931 (1923) года в семье госпожи Кахсы Кайлу и господина Баламбараса Тесфа Текле в провинции Тыграй в районе Бизет недалеко от православной церкви Спасителя Мира. Он получил семейное имя Хабте Селассие Тесфа.
Его Святейшество Абуна Тимофей в раннем возрасте воспитывался в семье. Как только он стал достаточно взрослым, чтобы ходить в школу, его дядя-монах приобщил мальчика к церковному вероучению. Он также учился читать и писать в соседней церкви.
Духовное образование и монашеская жизнь
Его Святейшество Абуна Тимофей покинул свой родной поселок и отправился в древний город Аксум для дальнейшего обучения. Хабте Селассие Тесфа поступил в монастырь святого Абуны Пентелевона, где углубил свои знания в христианском вероучении, обучаясь вместе с монахами.
В 1950 (1942) году он уехал из Аксума в Асмэру, где был принят бывшим архиепископом Эритреи и Тыграя, Его Святейшеством Абуной Марком, и вернулся в свой родной город, где начал служение в качестве диакона. Молодой диакон отличался искренностью, послушанием и твердыми моральными принципами.
Вскоре он осознал важность достижения более высокого уровня духовных знаний для служения Святой Православной церкви и своей стране, Эфиопии, и решил вновь уехать из родных мест, чтобы продолжить образование.
Со старшим другом он отправился в бывшую провинцию Эритрею, чтобы поступить в знаменитый высокогорный монастырь Debre Bizen, основанный Абуной Филиппом. Однако в то время в этом монастыре не обучали, поэтому дальше по совету старших он приехал в район города Адва и поступил в монастырь Абуны Самуила.
Впечатленный теплым приемом, оказанным ему в монастыре, он решил остаться здесь на служение наряду с получением образования. Он хотел стать монахом и раньше, но, поскольку был слишком молод, ему посоветовали немного подождать.
В монастыре он исполнял разные послушания: рубил дрова, носил воду, помогал служить литургию. В возрасте 22 лет Хабте Селассие Тесфа был, наконец, пострижен в монахи.
В 1952 (1946) году в Аксум приехал Его Святейшество Абуна Марк, бывший архиепископ Эритреи и Тыграя. Молодой монах отправился к нему, чтобы принять священнический сан. Вернувшись в монастырь, он взял на себя еще больше обязанностей – от помощника проповедника, до преподавателя. В качестве преподавателя отличался особым усердием.
За 11 лет в монастыре он многим помог, особенно женщинам, которым был запрещён вход в монастырь Абуны Самуила. Его стараниями рядом с монастырем появилась женская обитель, где они могли молиться и заниматься полезным трудом.
Богословское образование
В 1956 (1948) году Абба Хабте Селассие приехал в Аддис-Абебу, чтобы получить современное образование. Но, заскучав по монашеской жизни, он на два года вернулся в монастырь Абуны Самуила. Через некоторое время он снова приехал в Аддис-Абебу.
В ведении Аддис-Абебской городской архиепархии находились богословский колледж Святого Павла и Харарская духовная семинария, поступить туда можно было согласно уведомлению архиепископии, будучи младше 25 лет и желающих было очень много. Сначала он обучался в школе милосердия в провинции Годжам, где получил «поэтическое образование». Затем Абба Хабте Селассие вернулся в Аддис-Абебу и подал заявление на поступление в богословский колледж святого Павла.
Он получил рекомендации преподавателей и отправился в Харарскую духовную семинарию. Однако по прибытии мест уже не было. Его Святейшество Абуна Феофил (позднее Патриарх Эфиопской Православной Церкви Тевахедо) прибыл в Харар на праздник святого Гавриила. Абба Хабте Селассие подошел к Его Святейшеству и объяснил свою проблему. Ему было дозволено посещать семинарию и продолжить образование в январе 1959 (1951) г.
Помимо образования, он был членом прихода церкви St. Tekle Haymanot в Хараре и близлежащих церквей, а также состоял в Духовной ассоциации Харара Kesate Birhan.
После успешной сдачи государственного экзамена в восьмом классе в 1962 (1954) году он переехал в Аддис-Абебу, чтобы завершить обучение с 9-го по 12-й класс в мужском богословском колледже Святой Троицы. В дополнение к своему среднему школьному образованию он нес священническое служение в Евангелической Духовной Ассоциации в Соборе Святой Троицы и Молодежном Духовном колледже.
Затем с любезного разрешения Его Святейшества Абуны Феофила и Его Величества Императора Хайле Селассие I Абба Хабте Селассие был направлен в Ленинградскую (ныне Петербургскую) Духовную Академию в России. Он получил стипендию от Эфиопской Православной Церкви Тевахедо и успешно завершил преддипломное эссе в Ленинградской академии, где провел исследование и осуществил перевод более 500 страниц эфиопской литургии на русский язык. Позднее поступил в аспирантуру.
В аспирантуре он представил ректору ЛДА и митрополиту Никодиму (Ротову) более 800 страниц русскоязычных исследований и получил степень доктора богословия.
Через восемь лет первый эфиопский доктор богословия Абба Хабте Селассие вернулся на Родину из СССР. Его приветствовали Его Святейшество Патриарх Абуна Феофил и Его Величество Император Эфиопии Хайле Селассие I.
Духовное административное служение
Вернувшись из СССР, сначала он был назначен директором богословского колледжа Святого Павла. Затем был переведен в архиепископию и назначен начальником отдела образования архиепархии.
Вскоре доктор Абба Хабте Селассие был назначен настоятелем кафедрального Свято-Троицкого собора Аддис-Абебы. В архиепископии он занимал пост главы иностранных дел и заведующего монастырским отделом.
В 1975 (1967) году работал членом комитета в монастыре Святого Гавриила для проведения исследования годовых доходов обители. Во время обсуждения на пленарном заседании Священного Синода 10 (2) февраля 1979 (1971) года доктор Абба Хабте Селассие был сначала назначен заместителем генерального Секретаря Синода, а затем в декабре 1980 (1972) года был выдвинут на высокое апостольское служение.
Апостольское служение и миссия
12 (4) января 1980 (1972) был рукоположен во епископы (абуны) третьим Патриархом-Католикосом Эфиопии Абуной Текле Хайманотом, а также Его Святейшеством Абуной Гавриилом и Его Святейшеством Абуной Ефремом. Он был назначен епископом провинций Каффа, Магна и Гимира.
После рукоположения Абуна Тимофей был назначен Священным Синодом главой книжного издательства «Воскресение» и исполняющим обязанности секретаря Общества милосердия.
При нем в столице провинции Каффа г. Джимма процветали народные промыслы и были построены фабрики. Он приобрел здесь более 30 Га с/х угодий, расширил кофейные плантации, отремонтировал более 30 церквей, что способствовало продвижению христианской миссии. Во время работы в издательстве «Воскресение» он продвигал деятельность типографии, помогал регулярными денежными переводами даже после ухода с поста руководителя.
Через гуманитарную организацию «Христианская помощь» в сотрудничестве с международными спонсорами в условиях тогдашнего правительства Дерга сделал все возможное для Эфиопии и Святой Церкви.
Оказал всестороннюю поддержку монастырю Miskaye Hizunan Medhane’alem через комиссию по развитию и организацию «Христианская помощь» для строительства школы. Абуна Тимофей сыграл важную роль в создании Организации по делам детей и семьи и содействовал строительству благотворительной больницы общего профиля.
Во время своего пребывания в должности настоятеля Собора Святой Троицы оказывал помощь женской обители Sebeta Getesemani Bete Denagil Tebabat. Монастырь был основан Ее Величеством Императрицей Меннен на земле и на средства, подаренные ей ее матерью. После революции Дерга обитель подверглась разорению и была практически закрыта. Усилиями Абуны Тимофея, Абуны Натаниэля и Его Святейшества Абуны Феофила монастырь был возрожден, как и сиротский приют и небольшая клиника при нем.
Наконец, с 1991 года Абуна Тимофей двадцать два года прослужил в качестве ректора Свято-Троицкого богословского университета Аддис-Абебы. В первую очередь он упорно трудился, чтобы сформировать структуру высшего учебного заведения.
Университет взял на себя ответственность за направление выпускников на миссию, позволяя студентам, которые достигли хороших результатов и могут проводить более качественные исследования, уехать за границу для продолжения учебы в аспирантуре, дать возможность преподавателям участвовать в исследованиях и создать исследовательский отдел.
Университет расширился и получил собственный доход. Сегодня ему принадлежат здания и учреждения, являющиеся достоянием Эфиопии. Абуна Тимофей проделал огромную работу по сохранению активов церкви. Преподаватели университета оказали огромную помощь своим ученикам в увеличении их доходов и улучшении условий жизни, в признании их высшего образования и в продолжении учебы в аспирантуре в Университете Аддис-Абебы и других университетах. Университет воспитал специалистов, которые могли выполнять свои обязанности, как на родине, так и за границей. Наконец, Абуна Тимофей превратил университет Святой Троицы в постоянно развивающееся учебное заведение с высоким уровнем руководства.
Международная деятельность и поездки
Во время своего визита в СССР в 1967 (1959) году он посетил Всемирный совет церквей в Праге.
Был членом Центрального комитета Всеафриканской конференции церквей в Найроби и других африканских странах, включая Того, Южную Африку и Камерун. Посетил Монастырскую конференцию в Каире. Был членом Центрального комитета Всемирного совета церквей с представительствами в Женеве, Германии, Голландии и Азии. Участвовал в собраниях католической церкви в Испании, Риме и Вене.
Абуна Тимофей совершил много международных поездок, чтобы мобилизовать поддержку социальной миссии Эфиопской церкви и укрепить зарубежные связи.
Кроме того, он был членом комитета по назначению бесплатной стипендии архиепископии, членом исполнительного комитета комиссии по примирению Эфиопии, членом Генерального комитета Церкви во время празднования начала нового тысячелетия в Эфиопии и исполнял другие обязанности.
Знал много языков — геэз, тигринья, амхарский, английский, русский и немецкий. В исследованиях использовал также латынь, греческий и иврит.
Заключение
Абуна Тимофей провел в общей сложности одиннадцать лет в монастыре, один год служил в качестве директора грамматической школы, год заведовал церковным отделом, и еще год был начальником монастырского отдела архиепископии, три года был генеральным секретарем Священного Синода, и три года – настоятелем собора Святой Троицы, четыре года руководил книжным издательством «Воскресение». В течение четырех лет он отвечал за межцерковное сотрудничество, одиннадцать лет — за комиссию по развитию и христианской помощи. Был архиепископом Каффы, Маджи и других регионов в течение семи лет. Двадцать два года возглавлял Свято-Троицкий университет и подарил ему 508 учебных книг и исследований на разных языках.
Благословенный Отец, доктор Абуна Тимофей, посвятивший свою жизнь делам своей веры, с детства служил Церкви с духовной чистотой и святостью, развивал апостольское служение, был благочестивым и искренним. Он был отцом, любившим Эфиопию.